Кыргызстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество25 марта 2009 22:00

Замира Ибраимова: Мы не хотим повторения августовской трагедии

24 февраля исполнилось полгода со дня гибели в авиакатастрофе под Бишкеком членов молодежной сборной команды
На концерте 21 марта зрителям на миг показалось, что души погибших детей тоже присутствуют в зале.

На концерте 21 марта зрителям на миг показалось, что души погибших детей тоже присутствуют в зале.

«Ничто не предвещало трагедии в теплый летний вечер 24 августа 2008 года. Баскетбольная делегация из 17 человек, направляющаяся из Бишкека в Тегеран на соревнования по баскетболу, прошла регистрацию. Примерно в 19.55. команда поднялась по трапу на самолет. Это был их последний путь. После взлета объявили о возвращении самолета обратно в аэропорт. Но самолет не вернулся. Не долетев до посадочной полосы, рухнул в поле. Произошла страшная катастрофа. Из 17 человек 10 остались в объятом пламенем авиалайнере. Боль утраты невозможно восполнить…».С этого небольшого трагического экскурса в прошлое – страшного напоминания о случившейся летом прошлого года крупной авиакатастрофе, унесшей жизни 64 человек, 21 марта в малом зале Филармонии начался концерт. Полуторачасовую программу юные воспитанники модельного агентства «Дизайн-мода» и танцевальной группы Magic dance посвятили памяти погибших ребят – десяти членов молодежной сборной по баскетболу и, в частности, памяти молодого игрока Билгиза Ибраимова. В минувшую субботу, в теплый день весеннего равноденствия ему бы исполнилось 25 лет…

«До сих пор теряемся в догадках»- Прошло полгода. Но время не лечит. Боль все острее, – говорит Замира Ибраимова – мама Билгиза. – Сильнейшие игроки сборной, отправившиеся защищать честь Кыргызстана на 28-й Чемпионат Азии по баскетболу, и трое сопровождавших их взрослых погибли, а мы до сих пор не знаем, что в действительности произошло. Выжившие ребята рассказывают о том, как развивались события, но воссоздать полную картину произошедшего не могут. Слишком сильный шок перенесли в объятом пламенем авиалайнере. И сегодня мы теряемся в догадках: кто виноват? На каких местах сидели наши дети? Почему одним удалось выбраться из горящего самолета, а другим – нет?По словам Замиры Ибраимовой, родственники погибших неоднократно встречались с независимыми экспертами гражданской авиации, проработавшими в этой области более 30 лет. «Командир воздушного судна допустил серьезную ошибку, – уверены специалисты. – Но, начиная с того момента, когда экипаж обнаружил негерметизацию кабины, вероятно произошедшую вследствие «закусывания» уплотнения левой передней двери, на помощь ему должны были прийти диспетчеры аэропорта Манас».

- Почему пилот, чтобы потерять набранную высоту, делал круг над полем, а не над аэропортом Манас? – вопрошает сегодня мама Билгиза. – Почему диспетчер не дал ему точных и, главное, правильных указаний? Мы убеждены, что здесь не сработала целая команда. Однако никто, кроме командира воздушного судна, даже на время расследования не был отстранен от работы. Целая категория людей так и не понесла наказания за свои ошибки. Когда самолет рухнул, до взрыва оставалось еще 10 минут. Прибыла бы аварийно-спасательная команда на место происшествия быстрее, возможно, жертв оказалось бы гораздо меньше! Нам страшно подумать: если завтра вновь возникнут непредвиденные обстоятельства, кто даст гарантию, что несчастье больше не повторится? Мы осознаем: детей уже не вернешь, но не хотим повторения той трагедии!..

Выступить за Кыргызстан для них было честьюПосле драмы, разыгравшейся в августе прошлого года, многие стали перечислять деньги на счет пострадавших пассажиров злополучного рейса и родственников погибших. Узнав о несчастье, люди звонили, чтобы выразить свои соболезнования, приходили, чтобы утешить и поддержать. Сегодня родители, потерявшие детей, благодарны тем, кто проявил теплое человеческое отношение и нашел слова утешения. По утверждению Замиры Ибраимовой, откликнулись все, кроме человека, который, собственно, сформировал сборную, отправившуюся в Тегеран представлять бишкекскую гимназию №29. Директор учебного заведения Бахтияр Кадыров летел тем же рейсом. Чудом уцелел. Но почему-то после несчастья «не пришел ни к одной семье, чтобы выразить соболезнования».

- Сегодня мы просто еще раз хотим напомнить: погибли дети, которые ехали защищать честь страны, – добавляет женщина. – Принять участие в соревнованиях моего сына попросил тренер. Билгиз уже окончил к тому времени университет, два последних года жил в Китае – учил иностранный язык. Но он вернулся в Бишкек, чтобы достойно выступить за Кыргызстан. Поддался на уговоры тренера…Жизнь Билгиза оборвалась на полуслове, однако близкие и друзья верят: она продолжится в тех добрых делах, которые он успел сделать. Он был большим авторитетом для ровесников и детей. С него брали пример. Для мамы – не только сын, но и друг, и помощник. В его гибель близкие не поверили тогда. Не верят и сейчас. Даже через многие годы всем, кто знал его, будет казаться, что он по-прежнему среди нас. Просто ненадолго куда-то отлучился. И как на съемке домашнего видео, появится – радостный, улыбчивый, добрый, помашет рукой и скажет: «Привет!».

«О плохом никто из нас не думал»- Незадолго до трагедии мой парень попытался устроить свою жизнь в России, в Новосибирске, – вспоминает Джумгалбек Касымалиев, 21-летний сын которого, Эсенжан, тоже оказался в тот день на борту злосчастного авиалайнера. – Не понравилось там. Решил вернуться. Здесь его сразу взяли в одну из сильнейших баскетбольных команд, а потом пригласили в сборную. Игроки говорят: без поездок, без игр с сильными командами развития не будет. Профессиональному спортсмену это необходимо. Поэтому запрещать сыну лететь в Тегеран не стал. О плохом тогда никто из нас даже не думал...После падения авиалайнера Эсенжан прожил еще два месяца. По межправительственному соглашению пострадавшего парня 29 августа транспортировали в Москву в институт Склифосовского. Там, по словам отца, сын получал интенсивное лечение. Врачи делали все возможное. Готовили 21-летнего пациента к пересадке кожи. Появились даже улучшения. Эсенжан ел, разговаривал. Но во второй половине октября молодому спортсмену стало хуже. Даже российские медики здесь оказались бессильны…

Мы помним о них:

Билал Сатыкбекович Чыныбаев, 45 лет – депутат горкенеша, кандидат исторических наук. Благодаря его поддержке команда могла выезжать на соревнования в другие страны.Олег Викторович Кутилов, 43 года – генеральный секретарь Федерации футбола КР.Назар Кубатов, 50 лет – судья Международной категории по баскетболу, помощник консула Италии.Ринат Ихсанов, 18 лет – игрок. Студент Ошского технологического университета.Эмиль Кожомкулов, 16 лет – игрок, ученик школы №17 г. Бишкека.Иван Макарчук, 17 лет – игрок, ученик школы-гимназии №29 г. Бишкека.Абдрахман Мамат, 17 лет – игрок, ученик школы №3 г. Токмока.Эльнур Бейшенкулов, 21 год – игрок, студент КНУ.Эсенжан Касымалиев, 21 год – игрок, студент КТУ.Билгиз Ибраимов, 24 года – игрок, выпускник КНУ.

«Экипаж ошибся, а исправить ошибку было некому»

- Одной из причин августовской авиакатастрофы стала ошибка пилотов, – считает председатель профкома авиационного персонала гражданской авиации КР, ветеран авиации Зия Рашидов. – В данной внештатной ситуации они должны были принять единственно верное решение – выполнить заход на посадку по приборам. Визуальный заход на посадку сложен и к тому же мало освоен нашими экипажами. Поэтому командир воздушного судна, решивший осуществить его, допустил серьезный просчет. Тем не менее, согласно действующим нормативно-правовым документам, диспетчерская служба (диспетчер посадки, диспетчер старта и руководитель полета) были обязаны оказать экипажу помощь – дать правильные рекомендации и указания. Но, как выяснилось, они сами были не готовы к действиям в сложившейся внештатной ситуации, не знали, как правильно поступить и безошибочно выполнить визуальный заход на посадку на родном аэродроме. Мне непонятно, почему летчик заявил о своем намерении зайти на визуальную посадку с прямой, а диспетчер его действия одобрил? Да, экипаж ошибся. Но исправить эту ошибку можно было. Если бы за диспетчерским пультом сидели опытные и внимательные специалисты, трагедии удалось бы избежать. Им просто следовало запретить визуальный заход на посадку, тем более в 5 км от взлетной полосы с огнями, которая при левом развороте терялась из вида. Что получилось на деле? Самолет находился вне визуальной видимости диспетчера, локатор не работал, и полет практически выполнялся вслепую. При таком положении дел катастрофа была неизбежна.